Первоначально все иностранные ценные бумаги торговались исключительно за пределами России. Нормативной базы и необходимой инфраструктуры не было, а, с другой стороны, потребности в листинге не возникало. Те, кто мог себе позволить торговать иностранными бумагами, делал это на зарубежных площадках через иностранных брокеров.
Торговля иностранными бумагами всегда была дороже за счет более высоких комиссий и отдельной платы за маркет-дату. Порог входа также был выше: как правило, от 000 —это был продукт исключительно для крупных клиентов.
Среди других барьеров, препятствующих тому, чтобы привлечь мелких розничных клиентов, — языковой и законодательный, связанный с валютным регулированием.
Эмитенты вроде «Яндекса» тоже предпочитали размещение за рубежом, поскольку на локальном рынке они не могли найти крупных инвесторов. Параллельный листинг был осложнен юридическими вопросами, в частности требованиями по раскрытию, этике, корпоративному управлению и т. д.
В результате частные инвесторы в России не могли покупать бумаги таких компаний, как Vimpelcom, X5 Retail и ряда других. Поэтому был придуман механизм обращения иностранных акции через российские депозитарные расписки (РДР). За все время действия программы этой возможностью воспользовался лишь один эмитент — UC RusAl.
Источник: Forbes.ru