Политика Deutsche Bank и требования регуляторов в юрисдикциях, в которых работает организация, подразумевают, что информация о клиентах должна периодически обновляться. В связи с этим банк может потребовать от российского правительства дополнительную документацию.

В письме указывается, что «невозможность получить самую свежую информацию от вашей фирмы может потребовать от нас прекратить деловые отношения».

Банк просит правительство России связаться с ним; если же это не произойдет в течение 30 дней, отношения с организацией могут быть прекращены.

Таким образом, срок ответа истек еще в июле. В Минфине подтвердили получение письма, но отказались комментировать детали. Представитель министерства добавил, что аналогичных «запросов от других банков не поступало».

Два чиновника финансово-экономического блока сообщили, что правительство России не стало направлять ответ, отметив, что от Deutsche Bank извещений больше не поступало.

При этом один из источников выразил недоумение: какую информацию о себе может дать российское правительство банкирам? Он пошутил, что можно направить Конституцию в качестве устава, а бенефициаром указать российский народ.

Представитель Deutsche Bank сообщил, что «регулярные формальные проверки всех партнеров по всему миру являются стандартной мерой в рамках KYC-процедур».

Однако не уточняется, какие операции проводил и проводит банк для правительства России.

Директор по развитию UFG Wealth Management Андрей Пожитков предположил, что банк мог быть андеррайтером или агентом по каким-либо сделкам с государственными облигациями; возможно, ранее был подписан мандат на работу в рамках приватизации государственного имущества.

В этом случае, согласно европейскому законодательству, правительство России становится клиентом банка.

Отмечается, что Deutsche Bank неоднократно участвовал в качестве банка – организатора выпусков облигационных займов. Кроме того, по ряду выпусков он был фискальным агентом, подтверждает федеральный чиновник. Однако «на этом его услуги прекращались».

Так правительство могло оказаться в списке комплаенс-офиса, но то, чтобы процедуры комплаенса проводились в отношении тех, кто выпускает суверенные облигации, как минимум странно, удивляется источник.

Топ-менеджер международного инвестбанка отметил, что процедуры комплаенса ужесточаются ежегодно, требования лондонского регулятора не исключение. Он предположил также, что правительство России могло остаться в базе данных Deutsche Bank, а это письмо ему пришло по ошибке.

Обычно банки в рамках KYC спрашивают клиентов об их местонахождении, представителях, запрашивают копии паспортов, а также выясняют, от кого можно получать инструкции по операциям.

Также выясняются источники происхождения денежных средств, но к государствам это применимо меньше.

Напомним, в июне Deutsche Bank был оштрафован департаментом финансовых услуг штата Нью-Йорк (DFS) на 205 млн долларов (около 177 млн евро) за «нарушающее законы, небезопасное и необоснованное поведение» при валютных операциях.

В январе 2017 года DFS оштрафовал Deutsche Bank на 425 млн долларов за схему «зеркальных сделок» с российскими акциями. В апреле того же года банк получил штраф на 156 млн долларов от Федеральной резервной системы США (ФРС) за «небезопасные практики на внешних валютных рынках». Позже ФРС обязала Deutsche Bank выплатить 41 млн долларов за то, что организация не приняла достаточных мер для предотвращения отмывания денег.

В апреле 2018 года американские сенаторы потребовали от банков предоставить информацию о счетах россиян. Соответствующее письмо было направлено в Deutsche Bank.