-
Интенсивный лизинг
-
Оперативный лизинг автотранспорта в России
-
Потенциал лизинга
-
Сделки дорожают
-
Автоматизацией по конкуренции
Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однако специфические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.
Перспективный сегмент
Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65%.
Интенсивная нефтедобыча, которая велась в последние десятилетия, привела к значительному усложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощила материальную базу отрасли.
Сказывается и значительное отставание во внедрении современных технологий бурения, переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня отрасли требуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры транспортировки продукции и т. д. Это создает самые широкие возможности для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.
Добывающие и перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют средства в переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных программ в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудования для добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговых компаний.
Например, инвестиции в добычу одной только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее данным, могут составить около млрд. Кроме того, последние нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.
В общем объеме российского рынка лизинга в 2007 году сегмент оборудования для нефтедобычи и переработки занял 4,5%, объем нового бизнеса в сегменте (сумма новых заключенных сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году — около 1,44 млрд руб.).
В сегменте оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено новых договоров лизинга почти на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке — 0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая 2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял 18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила новых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», по информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн руб.
Специфические риски
В сегменте оборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как со стандартными предметами лизинга (железнодорожный подвижной состав и грузовая техника для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым, сервисным, измерительным, геологическим и другим оборудованием.
Первая часть указанной техники обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны, автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ пользуются высоким спросом. В то же время специфическая часть оборудования несет в себе и специфические риски ввиду узкой сферы его применения (например, недвижимые неразборные конструкции).
В целом лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового состояния своего потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются исключительно за счет устойчивого финансового положения клиента.
Реализация предмета лизинга в случае дефолта лизингополучателя стороннему покупателю может стать серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонны бетона и замурованная в них вышка для выкачивания нефти. Сама скважина при этом — это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при наступлении дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.
Помимо возможных финансовых проблем клиента существуют законы природы, по которым месторождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В этом случае оборудование, поддающееся демонтажу, неизбежно придется снимать и перевозить на новое месторождение либо продавать. Поэтому зачастую вопросы дальнейшей реализации добывающей техники прорабатываются лизингодателями еще на этапе заключения сделки.
Второй особенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техника очень часто функционирует в агрессивной среде, а также в отдаленных регионах с затрудненным доступом. Это означает, что у лизингодателя возникает проблема обеспечения качественной страховой защиты оборудования в условиях ограниченного числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.
Конкурентные условия
На фоне высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны нефтегазовых компаний активно предлагают свои услуги независимые лизингодатели в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня сегмент лизинга техники для нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий барьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.
«Во-первых, необходимо, чтобы в штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиеся не только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать контракт по поставке телеметрической системы для установки горизонтального бурения, производимой, например, поставщиком в Шотландии, гораздо сложнее, чем контракт на поставку автомобиля или даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждает Юрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».— Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отраслях суммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколько сот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многих видов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующей длины».
Здесь возникает еще одна особенность работы с данным видом оборудования — взаимодействие с поставщиками. Технику для добычи и переработки нефти и газа в России производит очень небольшое количество предприятий, что дает им возможность диктовать свои условия поставок. Значительное количество оборудования, особенно технологически нового и сложного, закупается у зарубежных производителей, которые также работают в низкоконкурентной среде.
«В то же время компании, предъявляющие спрос на подобное оборудование, занимают лидирующее положение на российском рынке (обычно это «голубые фишки»), а значит, очень чувствительны к ценовым и прочим условиям сделки. Соответственно, немногие лизинговые компании могут предложить конкурентные условия финансирования»,— отмечает Галина Костылева, управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг».
Это значит, что лизинговая компания, работающая в сегменте оборудования для нефте- и газодобычи, должна обладать возможностью эффективно прорабатывать сделки, добиваясь приемлемых условий поставок с одной стороны и выгодных условий финансирования для лизингополучателя — с другой.
Аффилированные сделки
Нефтегазовые компании не прекращают работу и со своими дочерними лизинговыми структурами, которые создавались специально для реализации специфических сделок.
«Лизинговые компании, специализирующиеся на предоставлении оборудования для нефтяной и газовой промышленности,— это компании в основном кэптивные, которые созданы целенаправленно для обеспечения оборудованием определенной группы компаний,— говорит Лариса Ефремова, партнер группы «БДО Юникон».— Другим лизингодателям достаточно сложно выиграть тендеры по поставкам оборудования. Если посмотреть рэнкинги лизинговых компаний, то видно, что кэптивные компании из данных отраслей в них отсутствуют. Такие лизингодатели не предоставляют свои данные для анализа, поскольку у них нет необходимости «пиарить» себя,— свой объем заказов они в любом случае получат».
А в случае возникновения финансовых проблем аффилированная фирма сможет подождать оплаты очередных лизинговых платежей, в то время как независимый лизингодатель может передать дело в суд.
Очевидно, что специфика работы в данном сегменте оборудования и в будущем обусловит доминирование на нем сравнительно ограниченного круга крупных лизинговых компаний.
Автор: Роман РОМАНОВСКИЙ Источник: Коммерсант Business Guide Источник фото: Stock.XCHNG
|
Оперативный лизинг автотранспорта |
|
Оперативный лизинг – явление, получившее большое распространение в Западной Европе, но практически не развитое в России. О преимуществах и препятствиях для его развития в России рассказывает участник Сообщества E-xecutive Алексей Андрющенко.
В западной Европе и США основная часть корпоративного автопарка приобретается посредством оперативного лизинга. В мировом масштабе данная услуга пользуется спросом более 50 лет. В России оперативный лизинг пока практически не развит. Но в то же время упоминания о нем происходят все чаще.
Оперативный лизинг – это что?
Этот вопрос характеризует сегодняшнюю ситуацию в России вокруг оперативного лизинга. Во-первых, потенциальные потребители не понимают, что такое оперативный лизинг, и поэтому по-прежнему остаются лишь потенциальными. Во-вторых, сами операторы данной услуги тоже в недоразумении. Хотя для последних больше характерен вопрос. Оперативный лизинг – это как?
В российском законодательстве такого понятия не существует. Раньше, оно было прописано в законе, но потом его исключили. Есть аренда и финансовая аренда (лизинг), как ее разновидность. В бухгалтерском учете оперативного лизинга тоже нет. В то время с точки зрения бухгалтерских стандартов (SSAP 21) различают два типа лизинговых сделок (финансовый и оперативный лизинг).
Основным признаком финансового лизинга является переход всех рисков и выгод, связанных с использованием предмета лизинга, от собственника к арендатору. При этом приведенная стоимость установленных на весь срок аренды минимальных арендных выплат должна покрывать не менее 90% стоимости арендованного актива. Случаи аренды, не подпадающие под это определение, составляют оперативный лизинг. Британский бухгалтерский стандарт по учету арендованных основных средств требует отражения в учете лизингополучателя активов, арендованных на условиях финансового лизинга, аналогичного отражению собственных активов, т.е. арендованное имущество подлежит амортизации. При этом лизингодатель показывает средства, полученные от лизингополучателя, как финансовые активы. Оперативный лизинг означает, что предмет лизинг учитывается на балансе лизингодателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков лизингодателя и лизингополучателя соответственно.
В отсутствие законодательной базы по данному вопросу под оперативным лизингом в России понимается долгосрочная аренда автотранспорта на срок от 1 до 5 лет.
Что «лизингового» остается?
Преимущества лизинга за 8-10 лет его активного развития в России, думаю, знает уже каждый предприниматель.
1. Долгосрочное финансирование приобретения основных средств с минимальным внесением собственных средств.
2. Использование налоговых льгот.
3. Оперативность и гибкость по сравнению с кредитом.
Что же из этого останется при оперативном лизинге. Начнем с конца.
1. Оперативность и гибкость не только остаются, они значительно прогрессируют. В самом названии продукта присутствует его ключевое преимущество – оперативность. Арендатор может получить автомобиль в очень сжатые сроки и на обходимый ему период. При этом он получит автомобиль, который сможет сразу начать эксплуатировать, в то время как при кредите или финансовом лизинге, клиенту придется еще самостоятельно его регистрировать в ГАИ, страховать и проводить все необходимые работы для его эксплуатации. Компании предоставляют в оперативный лизинг определенную технику (в нашем случае речь идет о легковых автомобилях) и они в совершенстве владеют информацией о ней, о ее ликвидности (возможности быстро реализовать) и о возможностях иного использования, о рынке, на котором она используется, и его перспективах развития. Соответственно, они могут себе позволить снизить планку требований к Арендатору и быть более гибкими, чем лизинговые компании
2. Второе преимущество остается лишь частично. Арендатор по-прежнему сможет относить на расходы арендные платежи, сокращая налогооблагаемую базу, и сможет возместить НДС по оплаченным платежам. Но применение ускоренного коэффициента амортизации по данным сделкам невозможно.
3. А вот третье лизинговое преимущество в нашем случае вообще теряет смысл. Во-первых, по сравнению с финансовым лизингом, он не такой долгосрочный, а во-вторых, самое главное, приобретения основных средств больше нет. Арендатор владеет и пользуется транспортным средством в течение срока аренды, после чего возвращает его Арендодателю.
Таким образом, мы видим, что это не «тот» лизинг, хотя с некоторыми его элементами. Оперативный лизинг автотранспорта, скорее является также разновидностью транспортного аутсорсинга. Основная задача, которую решает оперативный лизинг – это выведение активов и бизнес-единиц за пределы компании, отказ от непрофильных бизнесов. А это не что иное, как аутсорсинг.
Зачем оперативный лизинг предпринимателю?
Оперативный лизинг за рубежом является неотъемлемой составляющей успешного бизнеса. В то же время аутсорсинг в целом там тоже более развит.
Прежде, чем перейти к преимуществам и недостаткам транспортного аутсорсинга, давайте рассмотрим причины обращения к аутсорсингу в целом.
Несомненно, причины любых действий и тем более действий стратегического характера (а переход к аутсорсингу можно отнести к таковым), связаны с получением эффекта, при этом необходимо, чтобы это был либо сразу денежный эффект, либо его последствия привели к получению дохода в будущем. Что, собственно, и диаграмма №1.
Итак, основные причины: снижение затрат, доступ к технологиям, дешевая рабочая сила, ценность для клиента, недостатки внутренних ресурсов и конкурентное преимущество. Эти причины можно поделить на две группы. Причины краткосрочного характера, которые позволят получить быстрый экономический эффект и долгосрочного – приведут в будущем к денежной выгоде.
Краткосрочные причины: снижение затрат, дешевая рабочая сила, недостаток внутренних ресурсов. Долгосрочные: доступ к технологиям, ценность для клиента, конкурентное преимущество. Из Диаграммы №1 видно, что причины краткосрочного характера преобладают над долгосрочными. Но статистика утверждает, что на аутсорсинг передается чаще всего: охрана, различные виды сервисного обслуживания (бытовое, медицинское, уборки, питание, ремонты и т.п.), транспортное обслуживание и информационное. Реже всего бизнесмены отдают основное производство и продажи. Но ведь львиную долю затрат в себестоимости любой продукции составляют именно эти бизнес-процессы. Тогда логично было бы их отдать на аутсорсинг и ждать снижения расходов и увеличения прибыли. Но в нашем случае работает иная логика.
Так вот на вопрос - зачем он нам нужен? Я отвечу следующее. Эффективный аутсорсинг в целом, и транспортный аутсорсинг в частности, позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе, максимально эффективно используя и развивая свои ключевые компетенции, при этом получить некоторую экономическую выгоду за счет передачи непрофильных бизнесов профессионалов.
Оперативный лизинг автотранспорта в России.
На российском рынке оперативного лизинга существуют различные препятствия для развития данной услуги. Если в западной Европе и США большая часть корпоративных парков приобретается в оперативный лизинг, в России эта цифра менее 0,5%. И если среди лизинговых компаний и других игроков этого рынка существует некоторый ажиотаж вокруг этой услуги, со стороны потенциальных клиентов его пока нет.
Основная трудность, стоящая на пути развития оперативного лизинга в России, связана с психологией российских управляющих и владельцев компаний. Они рассматривают автопарки, в первую очередь, как актив компании, а не как средство производства. На западе уже давно научились считать стоимость использования автомобиля и срок его оптимальной эксплуатации, для них не имеет значение в собственности автомобиль или в аренде. В России отказ от собственных автопарков не характерен как для крупных, так и для небольших компаний. Если для первых, собственный автопарк, это полноценное выделенное бизнес-подразделение и компания не хочется с ним расставаться, потому что это «свое», пусть даже не совсем прозрачное и трудноконтролируемое. То, для вторых, это тем более важно. Имея несколько автомобилей в парке, они могут контролировать их содержание и самостоятельно им заниматься.
Но, если смотреть, более объективно, именно здесь возникает первая и основная ценность сотрудничества с лизинговой компанией. Оперативный лизинг для крупной компании создает, куда больший эффект, чем реорганизация собственного автомобильного предприятия. Работая со сторонней организацией компании проще контролировать и планировать расходы на автопарк. Компания может позволить себе сконцентрироваться на основном бизнесе, не занимаясь непрофильным.
Для средних и малых компаний снижаются расходы и увеличивается эффективность, так как управлением автопарка занимаются профессионалы, и здесь возникает «экономия масштаба» по обслуживанию автомобилей. Сама компания не может профессионально заниматься своим автохозяйством, ее нужно либо нанимать профессионалов в штат, либо концентрироваться на автопарке, а не на основном бизнесе. В то же время компании не приходится вынимать существенные суммы из оборотного капитала на приобретение автомобилей. И при этом равные ежемесячные платежи позволяют планировать бюджет компании.
Вторая проблема на пути оперативного лизинга в России – неразвитость данной услуги. Российские предприятия не знают об оперативном лизинге. Совсем недавно многие не знали, что такое финансовый лизинг и предпочитали либо самостоятельно приобретать необходимую технику, либо с помощью кредита. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовый лизинг набрал обороты и большинство компаний, либо использует его, либо задумывалось о его использовании. Поэтому стоит ожидать качественного перехода к новому инструменту, а именно оперативному лизингу. В то же время появление оперативного лизинга в России можно связывать не только с западным модным веянием, но и с эволюционным развитием Российского лизинга. Еще 3-4 года назад, практически все лизинговые компании выступали формальным звеном между поставщиком, банком и клиентом. А затем с развитием конкуренции лизинговые компании стали выполнять значительно больше функций, чем ранее. Они самостоятельно страхуют, регистрируют технику, если речь идет об импорте, лизинговая компания растамаживает и даже может обеспечить доставку оборудования до клиента. Соответственно, в этой цепочке развития лизинга очень четко вырисовывается финал - оперативный лизинг, когда лизинговая компания берет на себя очень широкий функционал и решает за клиента все вопросы, касающиеся содержания автомобилей.
И, наконец, третье важное препятствие. Оно связано с человеческим фактором. Флит-менеджер агрессивно встречает оперативный лизинг, он считает, что у него забирают «хлеб». При чем некоторые думают, что они могут лишиться дополнительного дохода, а некоторые боятся лишиться рабочего места. Но если в первом случае, лизинговая компания вряд ли сможет помочь флиту, то втором, зачастую опасения флита напрасны. Если в компании уже имеется человек, который занимается автопарком, и компания решила значительно увеличить автопарк, то увольнять его не имеет смысла. Именно этот человек будет вести работу с лизинговой компанией. При чем если раньше ему нужно было работать с большим количеством контрагентов, по содержанию даже десяти автомобилей, то теперь ему придется работать только с одной компанией, какой бы большой парк не был. Если в компании сформирован уже большой отдел и имеется большой автопарк, то лизинговая компания, может часть персонала перевести к себе в штат. В этом случае, тоже все останутся в выигрыше, люди продолжат выполнять свои обязанности, а лизинговой компании не придется искать новый персонал, тем более что эти люди как никто будет осведомлен о потребностях клиента.
Подводя итоги.
Сейчас сложно судить, на сколько российский оперативный лизинг идет в ногу с мировой практикой, но можно точно сказать, что существует значительно отставание и видится серьезный потенциал. Темпы роста лизинга поражают из года в год, то же самое можно сказать и о росте продаж автомобилей в нашей стране. Ведущие производители всего мира делают акцент на российский автомобильный рынок. Поэтому логично предположить, что российский автолизинг ждет значительный рост в ближайшее время, при чем не только количественный, но и качественный.
Я бы выделил следующие перспективы, которые, на мой взгляд, ожидают российский рынок оперативного лизинга.
1. К российским предпринимателям будет постепенно приходить понимание удобства оперативного лизинга и его целесообразности применимо к условиям их бизнеса.
2. Российские операторы продолжат работу над повышением качества собственных услуг и займутся их активным продвижением на рынок.
3. С ростом спроса на данные услуги и с учетом потенциала российского рынка следует ожидать приход крупных иностранных компаний, предоставляющих услуги оперативного лизинга, в Россию.
4. С ростом экономического благосостояния российских регионов операторы будут осуществлять активную региональную экспансию.
5. В целях повышения качества, предоставляемых услуг следуют ожидать появления на рынке стратегических партнерств и стратегических альянсов между операторами и лизинговыми компаниями или банками, а также с производителями и продавцами автотранспорта и другими участниками рынка, в том числе и с крупными клиентами.
Автор: Алексей АНДРЮЩЕНКО Источник: E-xecutive Источник фото: Stockxpert
Всего несколько лет назад лизинг недвижимости в большей степени был ориентирован на крупные предприятия. Сейчас он становится доступным для малого и среднего бизнеса. Благоприятная экономическая ситуация в России, повышение интереса инвесторов к российским активам, рост малого и среднего бизнеса привели к острой нехватке офисных, торговых и складских помещений, следствием чего стал непрерывный рост цен на коммерческую недвижимость. Спрос многократно превосходит возможности рынка, востребованы все сегменты коммерческой недвижимости.
В Москве ставки аренды офисной недвижимости в зависимости от класса помещения в минувшем году колебались от 0 до 00 за 1 кв. м в год, цена покупки — от 00 до 000 за 1 кв. м. В регионах цены, безусловно, ниже, но динамика цен везде примерно на одном уровне. За год аренда офисов класса А подорожала на 40-50%, класса В+ и В- — почти на 30%. Учитывая тот факт, что банковский кредит на покупку нежилого помещения выдается в среднем под 16% годовых, любое приобретение недвижимости экономически оправданно.
Несмотря на очевидные преимущества использования финансовых схем, их доля в общем объеме сделок пока не превышает 2-5%. Время на оформление кредита в банке занимает свыше двух месяцев, лизинговые сделки совершаются в течение месяца. Продавцы просто не заинтересованы в таких покупателях. Во-первых, желающих купить объект и внести залог сразу предостаточно, а во-вторых, не факт, что предприятие вообще получит кредит.
Для конечных потребителей
Тяжелее всего в этой ситуации приходится малому и среднему бизнесу. Предприятия, особенно развивающиеся, с одной стороны, не могут себе позволить отвлекать сотни миллионов рублей на приобретение объектов недвижимости, а с другой — тратить деньги на аренду и в конце концов остаться ни с чем тоже не самая привлекательная перспектива. Поэтому для них доступность финансовых инструментов, в частности лизинга, особенно актуальна.
С точки зрения доступности показательной является практика Лизинговой компании. В 2007 г. было реализовано несколько крупных сделок на общую сумму свыше 0 млн, две из которых — сделки корпоративного лизинга коммерческой недвижимости с группой компаний «Экоофис» и компанией Mirax Group на сумму 0 млн, а также ряд небольших розничных проектов по экспресс-лизингу недвижимости в регионах.
Сейчас практически у каждого из наших 66 региональных филиалов находится в работе 3-5 проектов экспресс-лизинга недвижимости, что свидетельствует о повышенном интересе именно в сегменте малого и среднего бизнеса. Всего несколько лет назад лизинг недвижимости в большей степени был ориентирован на крупных игроков. Размер аванса от 20% и средний срок договора лизинга в 5 лет делал размер ежемесячных платежей достаточно высоким.
Сейчас лизинг недвижимости становится доступным для малого и среднего бизнеса — предприятий, планирующих развитие сетевых форматов магазинов, открытие кафе, магазинов у дома. Большой популярностью пользуется приобретение в лизинг офисных помещений — как для собственного бизнеса, так и для последующей сдачи в аренду.
Большинство компаний предлагает лизинг недвижимости на срок от 7 до 10 лет, часть компаний предлагает сделки по схеме 5 + 5 (договор лизинга на 5 лет с возможностью продления). За счет длительного срока финансирования (ведущие компании реализуют сделки сроком до 15 лет) лизинговые платежи по размеру стали сопоставимы с арендной платой, а после выплаты лизинговых платежей недвижимость переходит в собственность лизингополучателя.
Отсутствие дополнительного залога на фоне низкого аванса (от 10%) делает приобретение коммерческой недвижимости в лизинг еще более доступным. Так, в Томске небольшая компания смогла приобрести по программе «Экспресс-лизинг недвижимости» помещение для фитнес-центра на сумму 14,6 млн руб. сроком на 10 лет, в Перми частная клиника приобрела помещение для медицинского центра на сумму 18 млн руб. сроком на 7 лет.
Скоринговые программы лизинга недвижимости позволяют принять решение в течение трех дней после предоставления необходимых документов и заключений. Скорость принятия решения в настоящее время является критическим фактором, так как наиболее востребованные объекты коммерческой недвижимости очень быстро находят покупателя.
Лизинг по сравнению с кредитом и арендой обладает рядом дополнительных преимуществ. Процедуры лизинга четко прописаны в законодательстве. Вся сумма лизинговых платежей относится на себестоимость и уменьшает налогооблагаемую прибыль. Применение коэффициента ускоренной амортизации дает сокращение налога на имущество. Как уже было сказано, после завершения срока финансовой аренды арендатор получает право собственности на объект.
Leaseback для бизнеса
До недавнего времени лизинговые компании крайне неохотно проводили сделки возвратного лизинга. Хотя возможность использования возвратного лизинга предусмотрена законом «О лизинге», в соответствии с которым продавец предмета лизинга может выступать одновременно в качестве лизингополучателя в рамках одного правоотношения, налоговые органы крайне неоднозначно интерпретировали эти сделки. Значимым событием для возвратного лизинга стало решение Высшего арбитражного суда, в котором указано на легальную возможность использования схемы возвратного лизинга.
Кризис на мировом финансовом рынке существенно затруднил многим российским предприятиям дорогу к привлечению внешнего финансирования. В этой ситуации продажа части собственной недвижимости лизинговой компании с ее последующим выкупом является удобным способом привлечения денежных средств. Предприятие может и дальше развиваться без увеличения прямой долговой нагрузки или использовать вновь привлеченные средства для рефинансирования текущего долга и уменьшения кредитной нагрузки.
Для девелоперов и риэлторов
Для девелоперов и застройщиков лизинг интересен в качестве инструмента рефинансирования активов. Кризис ликвидности и высокая закредитованность осложнили девелоперам доступ к финансовым ресурсам.
В отличие от банковского сектора лизинговый бизнес полностью связан с реальной экономикой. Поэтому лизинговые компании имеют возможность привлекать длинные и дешевые ресурсы на российском и международном финансовом рынках и готовы вкладывать их в объекты недвижимости.
Важно отметить, что максимальным преимуществом обладают лизинговые компании, имеющие тесные связи с банками, — они уже сейчас готовы предложить комплексные решения, объединяющие банковский кредит и лизинговый продукт. В частности, это позволяет профинансировать проект девелопера на этапе стройки, а впоследствии выкупить его.
Отношение агентств недвижимости к финансовому лизингу недвижимости в настоящее время можно охарактеризовать как сдержанное. Данная тенденция будет продолжаться до тех пор, пока будет преобладать рынок продавца. Как показывает мировая практика, в конкурентной борьбе победят именно те компании, которые смогут предложить клиенту не только интересный объект недвижимости, но и доступные и эффективные финансовые инструменты для его приобретения.
В России и за рубежом
Максимальным спросом в Европе, как, впрочем, и в России, пользуются офисные помещения (26%), производственные помещения (28%), торговые площади (26%). При этом активный рост наблюдается в сфере лизинга торговых помещений — средние темпы роста превышают 30% в год. Доля лизинга объектов для гостиничного сектора относительно невелика и составляет около 7%.
От российского рынка лизинга недвижимости рынки Западной и Восточной Европы отличает то, что значительная часть доходов лизинговых компаний приходится на дополнительные услуги, предоставляемые лизингополучателю. Лизинговые компании занимаются подбором и оценкой объектов недвижимости, предоставлением услуг по управлению объектами недвижимости, разработке проектов. Фактически лизинговая компания объединяет в себе функции агентства недвижимости и девелоперской компании. Финансовый лизинг постепенно уступает место комплексным решениям по созданию, приобретению и управлению объектами недвижимости.
В странах Европы принципиально более высокая доля недвижимости в объемах нового бизнеса лизинговых компаний. В таких странах, как Германия, Испания и Франция, доля лизинга недвижимости колеблется от 14% до 17%. А рекордсменом по этому показателю стала Италия — 49%. Ежегодный объем сделок по лизингу недвижимости только в Италии превышает млрд. Для этих стран лизинг уже давно стал традиционным инструментом приобретения недвижимости.
Несколько менее развит рынок лизинга недвижимости в странах Восточной Европы. Здесь его доля колеблется около 10%. Однако это значительно больше, чем в России, где доля рынка лизинга недвижимости в суммарном объеме нового бизнеса пока не превышает 2%.
Суммарный объем рынка лизинга коммерческой недвижимости в России в 2007 г., по предварительным данным, составил 0 млн, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 г. Однако рынок лизинга недвижимости характеризуется не очень высокой прозрачностью — большинство сделок не являются публичными, поэтому реальный объем рынка лизинга недвижимости больше официальных цифр. Данный сегмент рынка характеризуется большим потенциалом, но, несмотря на это, российские лизинговые компании не спешат его осваивать.
Более того, многие компании даже не выделяют лизинг недвижимости в качестве отдельного продукта, предоставляя его наряду с лизингом оборудования и автотранспорта. Это связано как с отсутствием достаточного опыта для осуществления сделок с недвижимостью, так и с характерными для российского рынка недвижимости проблемами, среди которых занижение реальной стоимости объектов, их низкая балансовая стоимость, невозможность передачи в лизинг земельных участков и проч.
Статья написана специально для «Ведомостей». Материалы рубрики «Точка зрения» не обязательно совпадают с позицией редакции.
Автор: Елена Гущина, Генеральный директор "Лизинговой компании «Уралсиб» Источник: Ведомости Источник фото: Stock.XCHNG
По разным данным, в России с помощью финансовой аренды приобретается до 30-40% корпоративного автотранспорта, а в Европе, к примеру, этот показатель достигает 80%. Эксперты уверены, что российский рынок вскоре достигнет европейской отметки и отмечают, что за последние несколько лет клиенты стали отдавать предпочтение более дорогим маркам автомобилей.
По словам Елены Кочубей, начальника отдела методологии компании «Прогресс-Нева Лизинг», если раньше для рядовых сотрудников приобретали недорогие автомобили отечественного или, к примеру, корейского производства, то теперь это преимущественно машины производства западных стран и Японии. «Некоторые компании используют приобретенные в лизинг автомобили в целях дополнительной мотивации персонала - автотранспорт переходит в собственность сотрудника при условии его отработки на предприятии определенного периода времени», - говорит Елена Кочубей.
Наращивая объемы
По оценкам участников рынка, до недавнего времени самой популярной маркой автомобиля, приобретаемого по лизинговым схемам в России, был Ford. Доступность и невысокая стоимость сделали его практически главным корпоративным автомобилем для управленцев среднего звена. Сегодня Ford теснят марки экономкласса других производителей - Hyundai, Chevrolet, Skoda. Для топ-менеджеров компаний приобретаются автомобили верхнего ценового диапазона, которые чаще всего представлены марками Mercedes-Benz, Lexus, Volvo, Infiniti, Audi и др.
Для лизинговых компаний работа с покупателями автомобилей является одним из самых доходных сегментов. Они готовы вкладывать в него в среднем 50% от общего портфеля инвестиций даже в случае, когда данный вид имущества не является основной специализацией компании.
Конкуренция в сегменте легковых автомобилей среди лизинговых компаний обостряется. «Объем лизинга легковых автомобилей растет, по данным нашей компании, на 30% в год по Петербургу. Вероятно, такая динамика роста сохранится и в следующем году», - прогнозирует Сергей Юдин, начальник отдела лизинга легкового автотранспорта компании «Глобус-Лизинг».
Стандарты диктуют
По мнению сотрудников лизинговых компаний, на выбор автомобиля, который приобретается корпоративными клиентами, влияют такие факторы, как стоимость, соотношение «цена-качество», расходы на обслуживание, перспективы эксплуатации по окончании лизингового договора.
В большинстве петербургских лизинговых компаний соотношение сделок по грузовым автомобилям, сегменту такси-прокат и премиум классу примерно одинаковое и находится в диапазоне 60, 10 и 30% соответственно.
Автор: Марина МИЛКИНА Источник: Деловой Петербург Источник фото: Stock.XCHNG
Российский рынок автоматизации лизинговых компаний начал формироваться в период бурного роста лизинговой отрасли и обострения конкуренции между лизингодателями - в 2003-2004 годах. В те годы появились первые информационные системы, ориентированные на решение задач лизинговых компаний, учитывающие специфику лизинга в целом и отечественного лизинга в частности. Специализированные программные продукты для автоматизации лизинговой деятельности предлагали фирмы Comarch (Egeria Leasing), «Инталев» («Инталев:Управление лизингом»), РБК СОФТ (РБК-Лизинг), ИМПАКТ-СОФТ (Impact Soft Leasing Solution), ИНЭРА (ИНЭРА Лизинг), «Хомнет» («Хомнет Лизинг).
Уже в 2004 году стало очевидным, что комплексная автоматизация бизнес-процессов может дать серьезное конкурентное преимущество представителям лизингового бизнеса. Однако лизинговые компании с осторожностью подходили к вопросу автоматизации и относились к внедрению информационной системы, скорее, как к рискованному эксперименту, чем как к реальной возможности повышения оперативности и эффективности работы. Это было связано с тем, что рынок автоматизации лизинга находился в стадии формирования, и успешных внедрений информационных систем в лизинговых компаниях было еще очень немного.
К началу 2007 года ситуация изменилась. Лизинговые компании в полной мере осознали необходимость автоматизации и преимущества использования комплексных информационных систем. Лизинговое сообщество стало уделять специализированным решениям самое пристальное внимание в связи с появлением большого количества примеров успешных внедрений. Риски автоматизации снизились, и это обусловлено в первую очередь тем, что за прошедшие годы поставщики информационных систем для лизинга приобрели опыт, позволяющий доводить проекты до логического результата – т.е. до запуска системы в эксплуатацию. Положение дел на рынке автоматизации лизинговых компаний более или менее стабилизировалось, определились основные игроки.
В конце 2007 года Российская ассоциация лизинговых компаний осуществила масштабное исследование рынка автоматизации лизинга с целью изучения текущей ситуации в сфере автоматизации бизнес-процессов в лизинговых компаниях и выявления основных тенденций, сложившихся на этом рынке.
Зона охвата
В ходе исследования были опрошены руководители и ведущие специалисты 217 представителей лизинговой отрасли из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Краснодара, Ярославля, Екатеринбурга и других городов России. На вопросы отвечали, в основном, топ-менеджеры лизинговых компаний: 68,5% респондентов – руководители высшего звена (генеральные, финансовые и IT директора), 9% - главные бухгалтеры, 9% - руководители среднего звена, 13,5% - ведущие специалисты (рис. 1).
В исследовании «Рослизинга» приняли участие 59% ведущих игроков рынка лизинга, входящих в TOP 70 крупнейших лизинговых компаний России. В процентном соотношении к общему количеству опрошенных лизингодателей их доля составила 19%.
По степени охвата аудитории и по спектру затронутых проблем исследование стало наиболее полным в сравнении с ранее проводившимися и позволило получить ответы на следующие вопросы:
· сколько лизинговых компаний автоматизированы;
· сколько компаний планируют внедрять информационную систему в ближайшее время;
· насколько популярны заказные разработки;
· какие специализированные системы используются в лизинговых компаниях;
· сколько лизинговых компаний используют комплексные специализированные решения.
От частного – к общему
Согласно результатам исследования, не все лизинговые компании, испытывают потребность в комплексной автоматизации: 38,7% опрошенных лизингодателей не используют информационные системы. Но обойтись совсем без автоматизации им все же не удается: в таких компаниях обычно установлена «1С:Бухгалтерия», иногда настроенная под специфику лизинговой деятельности, а графики расчета лизинговых платежей ведутся в MS Excel. Как правило, этого минимального уровня автоматизации оказывается достаточно в двух случаях: если компания небольшая и объем лизингового портфеля невелик, либо если компания не является розничной и сделки, как выразился один из респондентов, «можно пересчитать по пальцам».
Участники опроса называли и другие факторы отказа от внедрения информационных систем:
· специфика компании такова, что существующие на рынке продукты не могут удовлетворить ее потребности;
· системы управления, представленные на рынке, слишком дорого стоят;
· функционал готовых систем недостаточен, любую систему необходимо дорабатывать, а это долго и весьма затратно.
Тем не менее, большинство опрошенных организаций – 61,3% - уже автоматизировали свои бизнес - процессы. В их число входят и те лизингодатели, которые используют одно из готовых специализированных решений, и те, которые работают с системой, разработанной под заказ или собственными силами. При этом среди лидеров рынка лизинга доля автоматизированных компаний существенно выше: из компаний, входящих в TOP 70 крупнейших представителей лизинговой отрасли, автоматизированы 83%, в то время как среди остальных участников исследования доля автоматизированных составляет 56% (рис.2).
В ходе исследования также выяснилось, что количество автоматизированных лизинговых компаний вскоре увеличится: 44% лизингодателей из числа еще не автоматизированных, заявили, что собираются начать проект внедрения информационной системы в самое ближайшее время.
Из автоматизированных лизинговых компаний, принявших участие в исследовании Ассоциации, 59,4% используют готовое специализированное решение, а 40,6% - заказную информационную систему.
Причины, по которым лизинговая компания отдает предпочтение не готовому программному продукту, а заказной разработке, чаще всего следующие:
· ни одна из представленных на рынке систем не учитывает потребности и особенности компании;
· внедрять готовое решение очень «накладно»;
· система должна быть «понятной» для пользователей, а готовые продукты очень сложны;
· недостаток функционала готовых систем и, как следствие, необходимость их доработки;
· готовые решения «перегружены» лишними функциями;
· постпроектная поддержка готовых систем оставляет желать лучшего – до разработчиков очень сложно дозвониться.
Стоит отметить тот факт, что практически все лизингодатели, избравшие путь внедрения заказной или «самописной» системы, как и компании, отказавшиеся в свое время от автоматизации, анализировали ситуацию на рынке более 2-3 лет назад и просто не знают, что сейчас она несколько изменилась.
Что же касается лизинговых компаний, уже сделавших выбор в пользу той или иной готовой системы, то большинство из них – 69,2% - используют решение «Хомнет Лизинг». Доли других специализированных программных продуктов для автоматизации лизинговой деятельности существенно ниже: «ИНЭРА-Лизинг» отдали предпочтение 6,4% респондентов, «SQ Leasing», как и «Армекс:Лизинг», установлен у 5,1% лизинговых компаний, 3,8% опрошенных выбрали решение «РБК Лизинг», «Egeria Leasing» внедрена у 2,6% лизингодателей. Оставшуюся часть рынка делят между собой несколько систем, среди которых OpenLease, Impact Soft Leasing Solution, продукты компаний «Трейд Софт», «Адиком Системс», «AXON-Consulting», NAUMEN CRM (рис.3).
Расклад сил остается практически неизменным и в том случае, если рассматривать только комплексные решения, представленные на российском рынке, которые позволяют автоматизировать все ключевые участки бизнеса лизинговой компании: фронт-офис, мидл-офис, бэк-офис, бухгалтерию, управление финансами, бюджетирование и учет по международным стандартам (рис.4).
Комплексная автоматизация бизнес-процессов лизинговых компаний набирает популярность: в настоящее время уже 42% участников исследования из числа использующих специализированные системы работают с комплексными решениями. Но в тоже время в соотношении к общему количеству автоматизированных организаций процент невелик – 25%.
Как показал опрос, при выборе информационной системы лизинговые компании руководствуются следующими критериями:
гибкость и простота в эксплуатации;
соответствие задачам и требованиям компании;
совместимость с другими программами, которые используются в компании (в частности, с бухгалтерской);
возможность последующего расширения функциональности;
оптимальное соотношение цены и качества;
хорошие отзывы и рекомендации лизингодателей, работающих с системой.
Результаты исследования, проведенного Ассоциацией «Рослизинг», позволяют сделать несколько выводов:
I. Лидером на рынке автоматизации лизингового бизнеса является компания «Хомнет Лизинг», причем по количеству проектов автоматизации в лизинговых организациях она значительно опережает своих ближайших конкурентов.
II. Большинство опрошенных представителей лизинговой отрасли уже автоматизированы, и можно говорить о том, что их количество будет только расти. Такие требования компаниям диктует само время, с одной стороны, и все усиливающаяся конкуренция в лизинговом бизнесе – с другой. Уже никто не оспаривает тот факт, что автоматизация дает лизингодателям серьезное конкурентное преимущество. Во всяком случае, действительность такова, что среди лидеров рынка лизинга доля организаций, не использующих информационные системы, и сегодня чрезвычайно мала, а в ближайшем времени неавтоматизированных лизингодателей в числе крупнейших компаний, скорее всего, почти не останется.
III. Несмотря на рост популярности специализированных решений, позиции заказных u1088 разработок все еще очень сильны, и они составляют реальную конкуренцию готовым системам. Однако намечается тенденция перехода с заказных или «самописных» систем на готовые решения, и число лизинговых компаний, отдавших предпочтение «промышленному» программному продукту, будет постепенно расти.
IV. Всегда останется процент лизингодателей, не испытывающих потребности в комплексной автоматизации, довольствующихся автоматизацией работы бухгалтерии и ведущих управленческий учет и графики расчета платежей в MS Excel. Хотя в будущем их количество, безусловно, уменьшится.
Мнение экспертов
Вот как прокомментировали результаты исследования представители ведущих игроков рынка автоматизации лизинговых компаний.
Дмитрий Курдомонов, директор компании «Хомнет Лизинг»:
«На наш взгляд, проведенный опрос довольно точно отражает сложившееся на рынке положение дел. Конечно, в любой статистике можно найти определенную погрешность, но в данном случае цифры вполне достоверны. Ситуация, когда один поставщик информационных систем для автоматизации лизинговой деятельности лидирует с огромным отрывом, характерна не только для России. Как показало изучение мирового опыта, отраслевой лидер, предлагающий решения для автоматизации лизингового бизнеса, существует почти в каждой стране или регионе. Поэтому есть все основания полагать, что в ближайшие 3-5 лет такой расклад сил сохранится. Также стоит отметить, что, по нашим данным, число автоматизированных лизинговых компаний по сравнению с 2004 годом значительно выросло, а процент компаний, использующих заказную разработку, существенно снизился. И мы прилагаем все усилия, чтобы эти тенденции сохранились. С нашей точки зрения, сегодня рынок предлагает адекватную альтернативу заказным системам, и для лизинговых компаний, предпочитающих все-таки делать выбор в пользу последних, гораздо проще и эффективнее взять за основу для заказной разработки готовое решение, учитывающее опыт многих представителей лизингового сообщества, чем разрабатывать систему «с нуля».
Александр Широков, генеральный директор компании «ИНЭРА»:
«Данная статистика не только ожидаема, но и является абсолютно нормальной для нашего продукта, ведь все наши проекты индивидуальны. Мы работаем с крупными игроками, которым нужны широкие функциональные возможности интегрированного западного решения. Именно в возможностях масштабирования заключается одно из наших преимуществ. Каждый наш проект – это продукт серьезной и кропотливой работы по интеграции нюансов заказчика с возможностями информационной системы. И на выходе получается полностью адаптированный продукт. Да, мы ориентированы на крупные компании, которые готовы потратить время для адаптации системы под свои тонкости, учесть специфические нюансы бизнес - процессов. Ведь именно в этом и есть их конкурентные преимущества. Сам факт проведения подобного исследования свидетельствует о том, что отрасль признала потребность в нашей работе. Важным моментом считаю масштаб исследования и количество вовлеченных респондентов. Видно, что мы, «автоматизаторы», и лизинговые компании движемся навстречу друг другу. Сейчас под охват информационных систем попадают самые «больные» места бизнеса. Культура IT еще не пришла массово , но это уже и не мода. Как говорят, аппетит приходит во время еды. Реальное, не теоретическое понимание полезности комплексной информационной системы еще впереди. На мой взгляд, перспектива пятилетки».
Источник: Рослизинг Источник фото: Stock.XCHNG
|