В общем системном кризисе экономики России инвестиционный кризис
является самым жестоким и тяжелым. По опубликованным данным в период с
1992 по 1997 годы при среднегодовых темпах падения валового внутреннего
продукта на 7,5 %, валовой продукции промышленности на 10 % инвестиции в
реальный сектор экономики сокращались в среднем за год более чем на 25
%. И это при том, что сегодня мы имеем 70 - 90 процентный уровень
изношенности основных фондов большинства российских промышленных
предприятий и предприятий сферы услуг. Очевидно, широкомасштабное
перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий -
ключ к решению экономических проблем России. Предельно ясно, что здесь
без инвестиций в основные фонды не обойтись.
В свое время именно
лизинг был предложен и поддержан правительством, как инструмент,
позволяющий решать инвестиционные проблемы реального производства.
Сегодня
он таким и остается, только теперь этот инструмент более выверен и
отлажен, а в проекте закона "О лизинге" он определен как вид именно
инвестиционной деятельности.
В кажущейся, на первый взгляд,
сложности лизинговой сделки, на самом деле, заложена предельная простота
и ясность взаимоотношений всех ее участников. Здесь каждый занимается
своим делом: лизингополучатель с максимальной отдачей эксплуатирует
поставленное оборудование и тем самым обеспечивает стабильность
(экономическую и социальную) собственного предприятия. Поставщик
оборудования обеспечивает комплектность поставки и гарантийное
обслуживание, финансовое учреждение следит за выполнением кредитного
договора,
страховая компания оценивает риски сделки и отслеживает момент
наступления страхового случая, а лизингодатель следит за правильностью
использования лизингового оборудования и исправностью поступления
лизинговых платежей. Именно на последнем, замыкаются все нити сделки. В
результате, лизингополучатель с его ограниченными свободными финансовыми
ресурсами не утруждает себя заботой поиска кредита в банке, относит
приобретаемое оборудование на себестоимость продукции, причем по
ускоренной в три раза амортизации и по расчетам специалистов,
подтвержденным практикой, экономит 15 - 20 % от стоимости оборудования.
Банк, или кредитное учреждение, получает гарантии возврата кредита и
процентов по нему в виде реально существующего и исправно работающего
оборудования. Лизинговая компания, как координатор интересов всех сторон
сделки за свои хлопоты получает вознаграждение от лизингополучателя.
В
настоящее время лизинг в основном ориентирован на работу с солидными в
финансовом и экономическом отношении или обладающими высоким социальным
статусом лизингополучателями. Например, компания "МЕДЛИЗИНГ" работает на
уровне краевых и городских больниц. Эти медицинские учреждения платят
20 % предоплаты от стоимости оборудования и получают его в свое
пользование с условием полной оплаты поставки в течение 2 - 10 лет.
Обычно это оборудование первой необходимости, без которого невозможна
современная диагностика при лечении детей, больных старшего возраста.
Все оказываются в выигрыше от лизинга, и прежде всего - больные. Сплошь и
рядом из-за отсутствия диагностического оборудования больных вынуждены
направлять на обследование в больницы и поликлиники, зачастую
находящиеся за сотни километров от их местожительства, где и своих
больных сверх меры. Многие вынуждены оплачивать такие поездки за свой
счет, выкраивая из далеко не богатого семейного бюджета последние рубли.
Для региональных администраций это важнейший вопрос социальной
политики. Ведь в данном случае поставляется высококачественное и
высокопроизводительное оборудования, гарантирующее самый широкий охват
пациентов, и, следовательно, доступность медицинских услуг для всех
слоев населения. Многие руководители регионов нас понимают и
поддерживают. Они выступают гарантами во взаимоотношениях
лизингополучателя с лизинговой компанией. Хотя, существующая сегодня
практика формирования бюджетов всех уровней предусматривает
финансирование только жизненно необходимых затрат.
В условия
лизинга, как минимум, входит доставка оборудования заказчику, монтаж,
пуско - наладочные работы, гарантийное обслуживание в течение года,
обучение специалистов и врачей работе на аппаратуре, как в крупнейших
клиниках Москвы, России, так и за рубежом. При этом оплата обучения
учитывается в стоимости оборудования.
Основу законности сделок
по лизингу оборудования до недавнего времени составляли глава в
Гражданском кодексе (где лизинг именуется исключительно как финансовая
аренда), да ряд постановлений правительства России и инструктивных писем
финансовых и экономических ведомств. Нормативная база при отсутствии
сильных традиций лизинга в России "по определению" грешит
неопределенностями и противоречиями, усложняет схемы сделок и допускает
вольность толкования тех или иных действий участников сделки фискальными
органами. Это делает российский лизинг
бизнесом с высокими рисками и отпугивает реальных инвесторов как российских, так и зарубежных.
В
июне-июле, с незначительным разрывом по времени, прошли второе и третье
чтения федерального закона "О лизинге". Более чем затянувшийся срок
подготовки второго чтения был вызван не столько большим количеством
поправок (их поступило около 300), сколько значительной остротой и
противоречивостью содержавшихся в них предложений. Одни настаивали на
том, что Гражданский кодекс самодостаточен для регулирования лизинговых
отношений и самостоятельный закон не нужен, другие пытались описать в
законе всю гамму правоотношений лизингового бизнеса, третьи делали
основной упор на вопросы амортизации оборудования и недвижимости,
настаивали на законодательном закреплении или развитии существующей но
часто не работающей, системы льгот для лизинговых компаний, четвертые
пугали этими льготами, подрезающими, по их мнению, принципы конкуренции и
т. д.
Разработчиками закона была сделана попытка согласовать
большинство, подчас противоречивых, мнений, что позволило подойти ко
второму чтению с проектом, который, по мнению многих депутатов и
специалистов, стал более содержательным, более юридически выразительным и
нормативно строгим.
В принципе, ратификация в начале 1998 года
нашим парламентом конвенции УНИДРУА позволяет работать лизинговым
компаниям на внешнем рынке в соответствии с международными требованиями.
Но несоответствие нормам конвенции норм лизинговой деятельности внутри
страны не дает возможности в полной мере воспользоваться преимуществами,
заложенными в этой конвенции, повышает риски иностранных инвесторов,
что неизбежно влечет за собой удорожание инвестиционных проектов для
российского участника. И здесь речь идет, прежде всего, о защите прав
инвестора, то есть того, кто "за счет привлеченных или собственных
денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в
собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга
лизингополучателю... во временное владение и пользование с переходом или
без перехода..." к последнему права собственности на этот предмет.
Собственно говоря, вся вторая глава закона, а это треть всего его
объема, посвящена именно этой проблеме и является его основой (экономика
лизинга в той или иной мере уже была прописана в различных нормативных
актах правительства и в основном эти нормы опробованы на практике).
Она
настолько подробно описывает весь процесс заключения и реализации
сделки, что уже сейчас, до принятия закона, может служить ориентиром для
многих участников рынка. Еще важно то, что многие нормы этой главы
можно трактовать как нормы прямого действия.
В силу специфики
предмета закона ("по экономическому содержанию лизинг относится к прямым
инвестициям") он неизбежно вторгается в сферу кредитно - денежных и
финансовых отношений. Здесь, очевидно, потребуется внесение изменений в
гражданский, налоговый и таможенный кодексы. Учитывая, что это
достаточно сложная процедура, разработчики закона постарались как можно
подробнее, и в соответствии с действующим законодательством, прописать
весь перечень инвестиционных затрат, связанных с приобретением и
использованием предмета лизинга, порядок взаиморасчетов, механизм
ускоренной амортизации и пр. Теперь, по нашему мнению, внесение поправок
в указанные законодательные акты во многом будет "делом техники".
В
России пока только говорят об ожидаемом лизинговом буме, но все
предпосылки к этому, на наш взгляд, имеются. По крайней мере, динамика
объемных и качественных показателей рынка лизинговых услуг позволяет на
это надеяться. И здесь мы, конечно, рассчитываем на государственную
поддержку, формы которой наработаны мировым опытом и отечественной
практикой.
К сожалению, в силу чисто технических причин, в
законе напрямую не нашли отражение вопросы лизинга в сфере малого и
среднего бизнеса. Единственное, что нам удалось, это включить физических
лиц в состав возможных участников лизинговых сделок. Хотелось бы, чтобы
более четко и подробно были определены нормы, касающиеся лизинга
недвижимости, страхования сделок.