Перспективы лизинговых сделок для бюджетных организаций
13.08.2015 11:55
В начале 2014 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы
законопроект с поправками в законодательство о лизинге, которые затронут
государственные и муниципальные учреждения независимо от их типа.
Во-первых, выбирать продавца предмета лизинга будет лизингодатель.
Во-вторых, вносить лизинговые платежи продукцией, произведенной с
помощью предмета лизинга, будет нельзя. В-третьих, взыскание долга по
договору лизинга, возможно, будет лишь на основании исполнительного
документа. Каковы последствия данных изменений мы рассмотрели в данной
статье
Развитие предпринимательской деятельности бюджетных организаций в
последние годы требовало все больших инвестиций в обновление основных
фондов. Одним из инструментов, обеспечения их текущих потребностей в
имуществе является лизинг. Однако, лизинговые сделки, стороной в которых
выступает бюджетная организация, на сегодняшний момент по-прежнему не
столь распространены. Какова же причина не большего количества и объемов
лизинговых сделок с бюджетными организациями, и каким образом может
измениться ситуация?
Законодательство
Условия заключения договоров финансовой аренды (лизинга) для всех типов
государственных и муниципальных учреждений — автономных, бюджетных или
казенных — должны быть унифицированы. Именно эта цель стала главной при
подготовке Минфином России законопроекта № 441319-6 «О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга)
государственным или муниципальным учреждением». Текст законопроекта еще в
декабре прошлого года был одобрен правительственной Комиссией по
законопроектной деятельности, а в Госдуму на рассмотрение поступил в
конце января.
Документ содержит поправки в ст. 665 Гражданского кодекса РФ, а также в
Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
(далее — Закон о лизинге). Изменения в ГК РФ законопроект предлагает
минимальные. В частности, из ст. 665 «Договор финансовой аренды»
предлагается исключить оговорку о том, что продавца предмета лизинга
выбирает лизингодатель, если лизингополучателем является бюджетное
учреждение. При этом статья дополняется новым положением о том, что
особенности заключения договоров лизинга государственными и
муниципальными учреждениями регулируются Законом о лизинге.
Учреждения как некоммерческие организации могут создаваться в форме
государственных или муниципальных, в зависимости от собственника
имущества, которое такому учреждению передается на праве оперативного
управления (ст. 120, п. 1 ст. 296 ГК РФ). И государственные, и
муниципальные учреждения также делятся на типы: бюджетные, казенные или
автономные.В действующей редакции ст. 665 ГК РФ усилия заключения
договоров финансовой аренды разнятся в зависимости от типа учреждения.
Например, в ст. 665 ГК РФ, как было сказано выше, содержится указание на
выбор продавца лизингополучателем, если лизингодателем выступает
бюджетное учреждение. В то время как для автономных или казенных
учреждений такого условия в Гражданском кодексе сейчас нет.
Законопроектом предлагается ввести в Закон о лизинге как раз это, более
общее, требование о включении в договор финансовой аренды условия о
выборе продавца предмета лизинга лизингодателем, если лизингополучателем
является государственное или муниципальное учреждение (п. 1 ст. 9.1
Закона о лизинге в ред. законопроекта).
Поскольку законопроектом никаких специальных последствий нарушения этого
требования не названо, договоры, где указанная обязанность
лизингодателя прописана не будет, заинтересованные лица смогут признать
недействительными в судебном порядке.
Кроме того, Минфин предлагает скорректировать запрет на внесение
лизинговых платежей продукцией, произведенной с помощью предмета
лизинга. Сейчас такое правило есть в отношении бюджетных учреждений (п. 2
ст. 1, п. 2 ст. 28 Закона о лизинге). В пояснительной записке к
законопроекту отмечается, что такое ограничение уже, по сути, есть:
бюджет, в том числе по денежным обязательствам получателя бюджетных
средств, исполняется в денежной форме.
В Законе о лизинге может также появиться и особый, усложненный, порядок
принудительного исполнения обязательств по внесению лизинговых платежей,
если лизингополучатель-учреждение два и более раза подряд нарушил сроки
расчетов. В действующей редакции Закона о лизинге предусмотрено, что
при такой просрочке сумма задолженности по платежам списывается в
бесспорном порядке по поручению лизингодателя. Однако правовой статус
государственных и муниципальных учреждений не позволяет этот механизм
реализовать. Потому вместо использования общей оговорки о том, что для
таких субъектов условия лизинга применяются с учетом особенностей,
разработчики законопроекта предлагают прямо исключить бесспорный порядок
списания долгов.
Обращение взыскания на денежные средства государственных и муниципальных
учреждений в таком случае должно происходить на основании
исполнительных документов и в особом порядке (путем обращения в органы
Федерального казначейства или соответствующие финансовые органы субъекта
РФ, муниципального образования).
Еще одно изменение — запрет казенным и бюджетным учреждениям привлекать
заемные денежные средства для выполнения обязательств по договору
лизинга. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что подобный
запрет для казенных учреждений уже существует (ст. 161 БК РФ), а в
отношении бюджетных учреждений готовятся соответствующие поправки в
законодательство о некоммерческих организациях.
По этой же причине законопроектом предлагается включить в п. 2 ст. 28
Закона о лизинге оговорку о том, что размер лизинговых платежей не может
изменяться сторонами, если такой запрет установлен законом. Свобода
в определении размера платежей для казенных учреждений ограничена
лимитами бюджетных обязательств, доведенных до него (ст. 38, ч. 5 ст.
161 БК РФ), а для бюджетных и автономных учреждений — планами их
финансово-хозяйственной деятельности (подп. 3.15 п. 3 ст. 2 Федерального
закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», подп. 6 п.
3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях»).
Изменят ли такие изменения законодательства ситуацию на рынке? Как
лизинговые компании отреагируют на такие изменения законодательства?
Конечно, покажет время. Но одно можно сказать с уверенностью, такие
изменения законодательства повышают риски лизинговой компании.
|
|