Президент подписал закон о трехлетних надзорных каникулах для малого бизнеса
15.07.2015 10:50
Федеральным законом N 246-ФЗ
от 13 июля 2015 года устанавливается запрет на проведение в 2016 - 2018
годах плановых проверок в отношении юрлиц, ИП, отнесенных в
соответствии с положениями статьи 4 федерального закона «О развитии
малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого
предпринимательства.
Начиная с 2018 года при планировании надзорных проверок (по окончании
моратория - независимо от величины проверяемых предприятий) будет
применяеться риск-ориетированный подход. Субъекты, отнесенные к
невысокому классу риска, смогут не включаться в план проверок, или же
для таких субъектов может снижаться длительность проверок. Также для
субъектов с определенными классами риска может устанавливаться своя
периодичность проверок. Все подробности правоприменительной практики
данных норм будут устанавливаться правительством РФ, в том числе правила
отнесения субъектов к различным категориям риска, виды надзора, для
которых будет применяться риск-ориентированный подход. Для отдельных
видов контроля/надзора правительство может решить начать применять такой
подход и до начала 2018 года.
Нормы о трехлетних надзорных каникулах предусматривают ряд исключений.
Если в отношении субъекта ранее было вынесено вступившее в законную силу
постановление о назначении административного наказания за грубое
нарушение или наказания в виде дисквалификации или административного
приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и
(или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проверки, по
результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет, то
такой субъект может быть включен в ежегодный план проверок при его
формировании.
Субъект может подать заявление об исключении из плана проверок, если
был включен туда незаконно. В том числе, например, если соответствующий
госорган не владел информацией
о том, что субъект относится к категории малого бизнеса. При этом
установлена обязанность госоргана, формирующего план проверок, получать
информацию об отнесении субъекта к малым по системе межведомственного
взаимодействия. Если проверка все же начата, то проверяющие обязаны
разъяснить руководству фирмы положения данной нормы. Если после этого
был документально подтвержден факт отнесения субъекта к числу малых,
проверка прекращается.
Ко второму чтению из законопроекта были исключены нормы о том, что в
целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан не
распространяется запрет на плановые проверки на лиц, занимающихся видами
деятельности, в которых по закону плановые проверки могут проводиться
два и более раза за три года. К таким видам деятельности согласно
предыдущей версии законопроекта относилась деятельность в сфере
здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере
теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
Как и в первоначальной версии, не будет распространяться запрет на
проверки на следующие виды государственного контроля (надзора):
-
в области промышленной безопасности и на федеральный государственный
пожарный надзор в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих опасные
производственные объекты, в отношении объектов I или II класса
опасности;
-
в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юрлиц и
ИП, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I
или II класса опасности;
-
в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих объекты, оказывающие
негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или
II категории;
-
в области обеспечения радиационной безопасности;
-
в области защиты гостайны;
-
на лицензионный контроль в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами;
-
на ВККР аудиторских организаций. Напомним, что это было одной из последних правок законопроекта перед его внесением.
|
|